65 562 подписчика

Каждая четвертая планета имеет океаны

Каждая четвертая планета имеет океаныФото из открытых источников

Число экзопланет, имеющих океаны, может оказаться гораздо выше, чем считалось ранее. Расчеты показали, что этим отличительным свойством может похвастать каждая четвертая в галактике экзопланета.

Внутри Солнечной системы есть несколько тел, на которых ученые не исключают существования примитивных форм жизни в настоящем или в прошлом. Среди них Марс, Церера, Каллисто, Европа, Ганимед, Энцелад, Титан, к ним же, возможно, стоит отнести Диону, Мимас, Тритон и карликовую планету Плутон.

На этих телах в настоящее время или с большой вероятностью в прошлом существовали жидкие океаны, содержащие большие объемы жидкой воды, а также органические молекулы, и приливное нагревание, — составляющие, по мнению ученых, необходимые для жизни.

Все это наталкивает ученых на резонный вопрос – много ли аналогичных тел с океанами у других звезд?

Ответить на него попыталась Линна Квик с коллегами из Космического центра имени Годдарда (NASA). В своем исследовании, опубликованном в журнале Publications of the Astronomical Society of the Pacific, проанализировали выборки уже известных планетных систем, и пришли к выводу, что планеты с океанами – частое явление в нашей галактике.

Чтобы выяснить это, ученые попытались оценить, как много среди экзопланет тех, что обладают геологической активностью. Дело в том, что подобную активность, сопровождаемую выбросами вещества, скорее всего, смогут фиксировать телескопы будущих поколений.

«Выбросы воды есть на Европе и Энцеладе, так что мы можем сказать, что под ледяной коркой этих тел есть океаны, и у них достаточно энергии, чтобы поддерживать эти выбросы. Поэтому, если мы думаем об этих местах, как о возможно обитаемых, возможно, более крупные их версии в других планетных системах, обитаемы тоже», — пояснила Квик.

Ученые выбрали 53 известные науке экзопланеты размером не больше 2 радиуса Земли и массой не более 8 масс Земли и оценили, какое количество тепла такие планеты могут высвобождать. Пример Солнечной системы говорит, что источников собственного тепла два – распад радиоактивных элементов в коре и мантии, и приливное воздействие со стороны других тел. В случае с Землей энергия распада выделяется в форме вулканизма и тектонических движений. На спутниках, таких, как Европа, Энцелад, Тритон наблюдается криовулканизм и движение ледяной корки.

Расчеты показали, что свыше четверти выбранных экзопланет (26%, или 14 из 53) с большой вероятностью обладают океанами, и энерговыделение большинства из них превышает энерговыделение Европы или Энцелада.

Знание энерговыделения планеты чрезвычайно важно при оценке ее возможной обитаемости. К примеру, слишком активная вулканическая деятельность может превратить поверхность в безжизненную пустыню, выделяемые при этом газы – отравить всю атмосферу. Слишком слабая активность, напротив, может привести к отсутствию парниковых газов в тонкой атмосфере.

Кроме этого, ученые рассмотрели известную планетную систему TRAPPIST-1, состоящую из семи твердых планет, три – в зоне обитаемости. Согласно расчетам Квик, четыре планеты этой системы — e, f, g и h могут иметь океаны. По словам ученых, в исследовании много предположений, однако полученные оценки могут указать, на какие цели обращать внимание при изучении новыми телескопами. Одним из них будет давно ожидаемый к запуску космический телескоп Джеймса Вебба. «Будущие миссии для поиска жизни за пределами Солнечной системы сфокусированы на планетах типа нашей, имеющей глобальную биосферу, настолько большую, что она меняет химию всей атмосферы, — пояснил Аки Роберж, соавтор исследования. – Однако в Солнечной системе ледяные спутники с океанами, расположенные далеко от солнечного тепла, тоже демонстрируют свойства, как мы думаем, необходимые для жизни».

Недавно британские ученые попытались выяснить, сколько разумных цивилизаций может существовать в галактике Млечный путь. Проведя новые оценки на примере Земли, они пришли к выводу, что это число может составлять чуть более трех десятков. Они провели новую оценку, предположив, что разным цивилизациям в разных частях галактики требуется примерно одинаковое время для развития, и пришли к выводу, что в нашей галактике Млечный путь их может быть 36.