
«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи (посередине) и аналогичные рисунки с пропорциями современных мужчин и женщин
Diana Thomas, David Galbreath, Maura Boucher & Krista Watts / Journal of the American Medical Association, 2020
Математики пересчитали пропорции, которые Леонардо да Винчи использовал в «Витрувианском человеке», на новобранцах ВВС США.
В целом пропорции близки, но руки и ноги людей XXI века оказались длиннее, чем у «Витрувианского человека». В итоге усредненного американского военного не удалось вписать ни в круг, ни в квадрат. Статья опубликована в журнале Journal of the American Medical Association.В третьей книге своего трактата об архитектуре античный архитектор Марк Витрувий Поллион описал идеальные пропорции человеческого тела. Рост человека, например, должен равняться размаху его рук, длина ушей — трети длины лица, а пупок является центром идеальной композиции. Спустя 15 веков Леонардо да Винчи самостоятельно измерил пропорции мужского тела и нарисовал «Витрувианского человека».
В XXI веке ученые из США решили воспользоваться современными технологиями, чтобы на большой выборке измерить стандартные пропорции современных мужчин и женщин и нарисовать нового «Витрувианского человека». Группа математиков во главе с Дианой Томас (Diana Thomas) из Военной академии США использовали результаты 3D-сканирования новобранцев ВВС (63623 мужчин и 1385 женщин). Исследователи взяли семь пропорций (отношений размера части тела к росту), которые использовал Леонардо да Винчи: высоту головы, размах рук, высоту паха, ширину плеч, расстояние от груди до темени, высоту колена и длину бедра.
По средним пропорциям художник нарисовал современных мужчину и женщину в стиле «Витрувианского человека»: поза с раскинутыми руками и расставленными ногами вписана в круг, а с разведенными руками и сомкнутыми ногами — в квадрат.
Большинство пропорций современных мужчин и женщин отклонились от стандартов Леонардо да Винчи не больше, чем на 10 процентов. Существенно удлинились с тех пор лишь руки (на 20 процентов) и бедра (на 29 процентов). В итоге ни руки, ни ноги не поместились в круг и квадрат; пупок перестал быть центром круга, а пах — квадрата.
В заключение авторы работы напоминают, что «Витрувианский человек» отражает идеальные, а не средние пропорции — Леонардо да Винчи мог использовать размеры всего одного или нескольких человек и округлять полученные значения до целых. Тем не менее, средние пропорции американских военных близки к тем, что были указаны в заметках знаменитого итальянца.
От редактора
Работы Леонардо да Винчи часто изучают с точки зрения различных наук. Так, британский офтальмолог по картинам и скульптурам художника диагностировал у него косоглазие, а физики изучали оптические эффекты на картине «Спаситель мира» и пришли к выводу, что в руке Спасителя тонкостенная сфера, а не цельный шар.
Алиса Бахарева
Свежие комментарии