65 561 подписчик

Физики сообщили о возможном обнаружении тетранейтрона

Тетранейтрон испускаемый нейтронной звездой в художественном представлении. Помимо нейтронов данная квантовая система состоит из кварков - "кипичиков" нашего мира

Эксперимент, проведенный международной группой ядерных физиков, показал, что экзотическая частица , состоящая из четырех нейтронов тетранейтрон, вполне может существовать в нашей Вселенной. Существование столь необычной частицы противоречит современным ядерным моделям, а исследование ее свойств может оказаться полезным для лучшего понимания нейтронного вещества, из которого состоят нейтронные звезды Исследование опубликовано в научном журнале Physics Letters.

Учёных уже давно интересует вопрос о возможности существования и создания квантовых систем, состоящих только из нейтронов. Динейтрон (квантовая система частиц, состоящая из двух нейтронов) оказалась крайне короткоживущей квазичастицей, просуществовав лишь какие-то зептосекунды (0.0000000000000000000001 сек).Состоящий из четырех нейтронов тетранейтрон, ранее, никогда не наблюдался и вообще его существование было под сомнением. Однако группе физиков из Германии, Саудовской Аравии и Судана под руководством Томаса Фестерманна удалось обнаружить следы неуловимой квазичастицы и более того, их измерения показали то, что тетранейтрон(в отличие от динейтрона) может быть таким же довольно стабильным, как и сам нейтрон!

Возможная схема синтеза тетранейтрона

Пока что, четверная квантовая система ещё не совсем подтверждена. Существует ничтожно малая(0.3%), но всё-таки погрешность того, что наблюдаемая в ходе эксперимента картина может объясняться обычным радиоактивным распадом каких-то ядер. Тем не менее команда настроена оптимистично, уверена в своем открытии и с нетерпением ожидает независимого подтверждения от других коллег. Как  сам заявил Фестерман:

То что мы наблюдаем должно объяснятся только существованием тетранейтрона. Это пока единственное, физически правдоподобное объяснение нашим результатам

Открытие тетранейтрона для физиков-ядерщиков будет являться важным событием, поскольку оно позволяет проверить как наши современные представления о квантовом мире почти что "на практике" , понять физику нейтронного вещества, из которого, состоят нейтронные звезды и это отнюдь ещё не все! Не исключено, что синтез и изучение тетранейтрона может, "подарить" людям новую материю о которой ранее мы могли мечтать только в фантастике. Речь идет о нейтронии — тяжелой, радиоактивной экзоматерии которая состоит полностью из нейтронов и ,предположительно, представляет из себя неограниченно сжимаемый абсолютно химически инертный газ, который невозможно перевести ни в жидкое ни в твёрдое состояние. Теоретически, ядерная физика позволяет существовать такому: помимо тетранейтрона может быть более экзотичный октанейтрон — квазичастица состоящая из восьми нейтронов. Она может оказаться стабильной нейтронной материей. В 2013 году наши физики-ядерщики из Томского Политехнического Университета попытались найти октанейтрон при распаде радиоактивного искусственного металла Калифорния-252, однако то что они наблюдали скорее всего являлось лишь испусканием α-частиц не более. Поиски октанейтрона  продолжаются.